Больше трети школьников пожаловались на депрессию из-за дистанционки

Больше трети школьников пожаловались на депрессию из-за дистанционки

Депрессия и фобии

Стресс на фоне пандемии и жизнь в условиях самоизоляции и дистанционного обучения отразились на психическом состоянии большинства школьников — у 83,8% обучающихся исследователи из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния — предположительно у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Об этом говорится в исследовании центра, посвященном самочувствию детей и подростков, обучающихся дистанционно, с которым ознакомился РБК.

Большинство (69,2%) школьников — участников опроса во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения и сидели дома.

Только относительно каждого восьмого учащегося (13,4%) можно говорить о благоприятной психолого-социальной адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. Помимо депрессивных и астенических проявлений авторы исследования предполагают более чем у трети (37,2%) обсессивно-фобические состояния, у 26,8% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна. При том что почти трети школьников (32,5%) удавалось сохранять ровное и положительное настроение, 13,1% испытывали подавленность, а для 44,2% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня.

Полученные данные, пишут авторы, говорят о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков.

Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.

Из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять (68,3%), снизилась их физическая активность (55,2%). Напротив, увеличилось время на выполнение домашних заданий (59,7%), на занятия с компьютером или другим гаджетом (46,7%), на общение в соцсетях (35,4%). О недостаточной продолжительности сна (7 часов и менее) рассказал каждый четвертый школьник (25,4%).

Последствия использования смартфонов и наушников

Смартфон — самое неподходящее устройство для использования в учебных целях, делают вывод авторы исследования. Вместе с тем именно смартфон был самым популярным устройством, которое использовали школьники во время самоизоляции (89,2%), а непосредственно для учебы его использовали большинство подростков (73,1%). В целом ежедневно разными гаджетами пользовались практически все учащиеся (99,2%).

Школьники чаще всего жаловались на покраснение глаз (18,1%), на их усталость (44,9%), на общее утомление при длительной работе на компьютере или другом устройстве.

«При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков», — говорится в исследовании.

Кроме смарфтонов и компьютеров 72,5% участников опроса использовали наушники во время дистанционного обучения, при этом больше четверти (29%) опрошенных использовали их около 4 часов и более. Большинство (85,9%) школьников не испытывали дискомфорта при использовании, меньшинство жаловалось на тяжесть в голове, шум и заложенность в ушах и др.

Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, заключают авторы.

Советник министра просвещения Татьяна Волосовец в беседе с РБК заявила, что с помощью одного только опроса диагностировать депрессивные состояния трудно, но понять общую картину психологического состояния детей можно. «Гиподинамия, действительно, могла быть одним из факторов, которые способствовали снижению настроения и падения интереса к деятельности у детей и подростков», — сказала она. Младшим школьникам необходима помощь при выполнении заданий из-за «незрелости эмоционально-волевой сферы», что не могли обеспечить педагоги из-за дистанционного обучения, отметила советник. «В школах и детских садах продолжается работа здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя профилактику болезней, в том числе инфекционных и формирование гигиенических навыков», — добавила Волосовец.

Статистика заражения коронавирусом в России
Заражений
Смертей
Выздоровлений
% Смертей
1
617 439
+5 191 +0.8%
9 053
+75 +0.8%
464 984
+6 575 +1.4%
1.47%
2
133 288
+3 684 +2.8%
5 599
+82 +1.5%
75 064
+1 873 +2.5%
4.20%
3
113 278
+1 148 +1.0%
2 124
+32 +1.5%
80 550
+76 +0.1%
1.88%
4
55 420
+473 +0.9%
1 200
+14 +1.2%
49 923
+490 +1.0%
2.17%
5
47 063
+370 +0.8%
1 047
+10 +1.0%
39 288
+374 +1.0%
2.22%
6
40 676
+337 +0.8%
1 377
+26 +1.9%
32 939
+268 +0.8%
3.39%
7
36 903
+335 +0.9%
1 160
+20 +1.7%
29 333
+334 +1.1%
3.14%
8
35 115
+351 +1.0%
632
+14 +2.2%
32 861
+318 +1.0%
1.80%
9
34 774
+217 +0.6%
420
+7 +1.7%
29 697
+218 +0.7%
1.21%
10
32 640
+279 +0.9%
823
+17 +2.1%
28 869
+245 +0.8%
2.52%
11
32 012
+395 +1.2%
347
+2 +0.6%
21 486
+441 +2.1%
1.08%
12
28 173
+229 +0.8%
564
+6 +1.1%
24 839
+145 +0.6%
2.00%
13
28 112
+257 +0.9%
354
+9 +2.5%
24 079
+407 +1.7%
1.26%
14
27 996
+290 +1.0%
485
+3 +0.6%
24 285
+371 +1.5%
1.73%
15
27 661
+249 +0.9%
250
+6 +2.4%
23 553
+289 +1.2%
0.90%
16
27 655
+247 +0.9%
316
+4 +1.3%
26 027
+251 +1.0%
1.14%
17
26 740
+199 +0.7%
265
+4 +1.5%
18 154
+247 +1.4%
0.99%
18
26 577
+226 +0.9%
573
+11 +1.9%
24 156
+401 +1.7%
2.16%
19
25 823
+290 +1.1%
306
+5 +1.6%
22 351
+38 +0.2%
1.18%
20
25 233
+333 +1.3%
160
+2 +1.2%
18 270
+437 +2.4%
0.63%
21
23 544
+183 +0.8%
224
+3 +1.3%
20 136
+147 +0.7%
0.95%
22
23 053
+246 +1.1%
637
+13 +2.0%
20 256
+928 +4.6%
2.76%
23
23 046
+182 +0.8%
756
+6 +0.8%
18 753
+179 +1.0%
3.28%
24
22 873
+263 +1.1%
432
+4 +0.9%
20 332
+255 +1.3%
1.89%
25
22 419
+167 +0.7%
614
+8 +1.3%
15 266
+111 +0.7%
2.74%
26
22 377
+229 +1.0%
242
+4 +1.7%
15 813
+157 +1.0%
1.08%
27
21 912
+293 +1.3%
370
+4 +1.1%
17 444
+385 +2.2%
1.69%
28
21 284
+304 +1.4%
659
+15 +2.3%
14 947
+309 +2.1%
3.10%
29
21 123
+173 +0.8%
384
+3 +0.8%
17 657
+196 +1.1%
1.82%
30
20 551
+167 +0.8%
246
+3 +1.2%
17 621
+92 +0.5%
1.20%
31
20 487
+217 +1.1%
309
+11 +3.6%
15 310
+498 +3.3%
1.51%
32
19 767
+263 +1.3%
331
+6 +1.8%
18 112
+384 +2.1%
1.67%
33
19 425
+260 +1.3%
446
+6 +1.3%
16 955
+282 +1.7%
2.30%
34
19 209
+110 +0.6%
968
+10 +1.0%
17 265
+98 +0.6%
5.04%
35
18 846
+205 +1.1%
171
13 916
+247 +1.8%
0.91%
36
18 587
+160 +0.9%
134
+3 +2.2%
14 903
+397 +2.7%
0.72%
37
18 543
+243 +1.3%
198
+2 +1.0%
11 103
+263 +2.4%
1.07%
38
17 575
+148 +0.8%
132
+8 +6.1%
14 941
+152 +1.0%
0.75%
39
17 368
+209 +1.2%
148
+4 +2.7%
12 331
+358 +2.9%
0.85%
40
16 945
+171 +1.0%
491
+4 +0.8%
14 896
+185 +1.2%
2.90%
41
16 804
+187 +1.1%
88
+3 +3.4%
15 810
+199 +1.3%
0.52%
42
16 545
+168 +1.0%
90
+1 +1.1%
14 868
+273 +1.8%
0.54%
43
16 364
+151 +0.9%
202
+3 +1.5%
13 897
+238 +1.7%
1.23%
44
16 281
+148 +0.9%
113
+4 +3.5%
14 553
+225 +1.5%
0.69%
45
16 145
+162 +1.0%
259
+10 +3.9%
11 622
+190 +1.6%
1.60%
46
15 991
+451 +2.8%
106
+2 +1.9%
9 425
+424 +4.5%
0.66%
47
15 819
+233 +1.5%
297
+6 +2.0%
11 907
+298 +2.5%
1.88%
48
15 613
+233 +1.5%
203
+6 +2.0%
13 364
+298 +2.5%
1.30%
49
15 568
+211 +1.4%
389
+5 +1.3%
10 836
+226 +2.1%
2.50%
50
14 548
+142 +1.0%
84
+1 +1.2%
12 140
+131 +1.1%
0.58%
51
14 299
+121 +0.8%
92
+2 +2.2%
12 105
+231 +1.9%
0.64%
52
14 024
+155 +1.1%
263
+3 +1.1%
9 858
+124 +1.3%
1.88%
53
13 721
+176 +1.3%
289
+2 +0.7%
11 151
+99 +0.9%
2.11%
54
13 516
+139 +1.0%
333
+9 +2.7%
11 693
+281 +2.4%
2.46%
55
13 459
+127 +0.9%
102
+14 +13.7%
12 294
+139 +1.1%
0.76%
56
12 904
+96 +0.7%
218
+3 +1.4%
10 279
+123 +1.2%
1.69%
57
12 838
+340 +2.6%
176
+14 +8.0%
10 559
+145 +1.4%
1.37%
58
12 797
+124 +1.0%
290
+6 +2.1%
11 769
+226 +1.9%
2.27%
59
12 702
+195 +1.5%
74
+1 +1.4%
6 908
+63 +0.9%
0.58%
60
12 596
+143 +1.1%
283
9 118
+173 +1.9%
2.25%
61
12 584
+86 +0.7%
138
11 519
+58 +0.5%
1.10%
62
12 426
+180 +1.4%
135
8 981
+349 +3.9%
1.09%
63
12 405
+93 +0.7%
34
9 333
+257 +2.8%
0.27%
64
12 228
+210 +1.7%
89
8 221
+197 +2.4%
0.73%
65
11 846
+192 +1.6%
117
+3 +2.6%
8 534
+281 +3.3%
0.99%
66
11 844
+95 +0.8%
148
+4 +2.7%
9 889
+84 +0.8%
1.25%
67
11 689
+153 +1.3%
98
8 968
+248 +2.8%
0.84%
68
11 674
+138 +1.2%
187
+1 +0.5%
8 266
+125 +1.5%
1.60%
69
11 596
+132 +1.1%
7
8 499
+111 +1.3%
0.06%
70
11 510
+135 +1.2%
120
+3 +2.5%
9 330
+140 +1.5%
1.04%
71
10 927
+88 +0.8%
64
8 952
+76 +0.8%
0.59%
72
9 635
+81 +0.8%
114
+1 +0.9%
8 205
+111 +1.4%
1.18%
73
9 524
+80 +0.8%
76
7 800
+239 +3.1%
0.80%
74
8 906
+106 +1.2%
119
7 818
+61 +0.8%
1.34%
75
8 245
+100 +1.2%
67
+2 +3.0%
6 635
+57 +0.9%
0.81%
76
7 798
+77 +1.0%
77
5 790
+146 +2.5%
0.99%
77
7 677
+50 +0.7%
94
+1 +1.1%
6 728
+108 +1.6%
1.22%
78
5 774
+46 +0.8%
56
+2 +3.6%
5 231
+54 +1.0%
0.97%
79
4 609
+120 +2.6%
70
+2 +2.9%
2 629
+30 +1.1%
1.52%
80
4 477
+69 +1.5%
126
+3 +2.4%
4 000
+104 +2.6%
2.81%
81
3 012
+29 +1.0%
50
2 014
+44 +2.2%
1.66%
82
1 498
+29 +1.0%
4
228
+44 +2.2%
0.27%
Показать все